Город

Город решает: Архитектор Ефим Фрейдин о том, как в Омске исследуют, обсуждают и проектируют общественные пространства

Ефим Фрейдин разработал техническое задание на благоустройство центра Омска и вместе с Public Speech и урбанполитиком Сергеем Костаревым запустил цикл встреч «Город решает». Вместе с горожанами мы решали, какими будут площади, улицы и набережные Омска через 5 лет. Приоритет пешеходам или магистраль вдоль Иртыша, почему важно вкладывать ресурсы в пешеходный каркас города, экологию и чем так уникальны омские набережные, к которым стоит открыть свободный выход.

Мы публикуем интервью Ефима, вышедшее в 4-м Бюллетене городов России — издании KB Strelka, которое рассказывает о ходе федеральной программы по развитию городской среды и благоустройстве в 360 городах.


Ефим Фрейдин

архитектор, исследователь, Архитектурное ателье РИМ


Будучи студентом первого года Института «Стрелка», я участвовал в развитии практики городских дискуссий.

Летом 2012 года мы стали всерьез говорить о парках на месте промзон, о набережных, публичных слушаниях и конфликтах. Работа над Московским урбанистическим форумом (МУФ) была опытом включения в диалог с чиновниками российских и иностранных урбанистов и активистов. На региональных конференциях мы анализировали локальные проблемы и собирали на площадке МУФ город и регион, бизнесменов и профессионалов, активистов и экспертов.

Последние годы я занимался исследованием общественных пространств Омска в рамках лаборатории «Город своими руками» — образовательного проекта для городских активистов и тех, кто хочет развивать свой город. Лаборатория помогает сделать первый шаг — исследовать, сформировать социокультурный проект, протестировать его на практике. Отдельные активности лаборатории 2016 года вошли в методические материалы проекта моногорода.рф и, надеюсь, будут полезны для других.

Сотрудничество с КБ «Стрелка» по комплексному благоустройству городов началось в декабре с консультаций по выбору территорий. Когда по результатам исследований и переговоров определились границы проектирования ко мне обратились за разработкой технического задания на концепцию и видение территории. Я провел дополнительный визуальный и градостроительный анализ, выявил проблемы, в том числе на основе прошлых исследований.

Предварительная стратегическая сессия была проведена в феврале с участием экспертов, чиновников, представителей стейкхолдеров территории (бизнеса, образовательных институций, футболистов), активистов.

Результатом предварительной февральской сессии стали основные принципы и закрепление решений накопившихся конфликтов: необходимость непрерывной пешеходной набережной, отказ от магистрали, запроектированной в генплане города на перспективу, и, соответственно, автомоста, параллельного реке. Непрерывность потребует возведения легких велопешеходных мостов через Омь. В техническое задание заложено и сохранение существующего разнообразия набережных, которым отличается Омск: по мере прогулки ландшафт водного сада меняется на пляж, причал, пирс или предмостную площадку.

В марте в режиме «реального проектирования» с участием разных групп горожан были предложены концепты отдельных территорий. Круглый стол с представителями бизнес-сообщества имел информационный характер: показали границы и основные принципы проектирования. Таким образом, мы спустились на микроуровень, собрали палитру запросов от городской аудитории, откорректировали техническое задание и передали разработчикам концепций.

Набережные Оми и Иртыша, прилегающие скверы и площади формируют прогулочный и рекреационный каркас центра города. Ни один из сибирских городов не обладает таким сочетанием ландшафтов пары рек, пляжей, причалов. Миф о городе-саде воплощается в диких берегах, полукольце скверов, сформированном на эспланаде крепости в 1940-е годы. Крепость — в утраченном вале. Это реальный ключ к городу, реально популярное у горожан пространство. Но оно же — одновременно и клубок проблем, конфликтов между запросами горожан и позицией администрации.

Генплан и проекты планировки выполнены, по традиции города, для автомобилей и рассматривают набережные как ресурс для новых магистралей. Поэтому разработка концепций на набережные позволит закрепить в рамках федерального проекта пешеходные пространства, выявить и подчеркнуть ценные ландшафты и, надеюсь, станет основанием для пересмотра подхода к градостроительной документации, изменений генплана в пользу сохранения общественной прогулочной набережной с минимумом транзитного транспорта.

Мне кажется, важно вкладывать ресурсы в самые больные точки — восстанавливать
пешеходный каркас, обеспечивать безбарьерность уровня земли, удобство прогулки
в первую очередь. И ставить именно это приоритетом. Решать экологические проблемы и компенсировать климатический дискомфорт путем озеленения, создания тени, ветрозащиты, комфорта нахождения в центре промышленного города. На третьем месте что-то эстетическое, развлекательное. Сделать крутые фонтаны, к которым по-прежнему нельзя спуститься с остановки, — это значит выбросить деньги на ветер.

Общественные пространства, их архитектура живет намного дольше, чем отдельный человек, и намного сильнее определяет жизнь в городе, чем что-либо другое. Качество решений должно учитывать вековую перспективу, а не событийный горизонт планирования до следующего лета.


16 июня в Министерстве строительства Омской области и 17 июня в Музее им. Врубеля состоится презентация и обсуждение концепции первого этапа благоустройства — ул. Бударина и набережных Оми. За мероприятиями цикла «Город решает» следите на страницах Вконтакте, в Фэйсбуке и на официальном сайте.