Город

Грант на проект: новые формы сотрудничества с городским сообществом

Проектная лаборатория «Город своими руками» в конце этой недели запускает второй этап работы с активными горожанами Омска. За исследованием территории последует проектирование изменений. Лаборатория — часть грантовой программы «Родные города», поэтому мы решили узнать у ее учредителей, что такое гранты, как привлечь неформальные сообщества к участию в грантовых конкурсах и зачем нужна лаборатория. А также 5 советов о том, как подать заявку, чтобы получить поддержку своего проекта.

Подать заявку на грант в 2016 можно до 1 марта 2016 г.


Анна Казарина

начальник управления региональной политики «Газпром нефти"

Контекст

Грантовый конкурс социальных инициатив «Газпром нефти» появился с переходом компании от позиции донора к роли партнёра и к практике совместной реализации социальных проектов с местными сообществами. Раньше, начиная с 90-х годов, общественные организации, бюджетные учреждения и благотворительные фонды обращались к крупному бизнесу за пожертвованиями, а отследить, как и на что расходуются суммы, было непросто. Гранты сделали финансирование в этой сфере более прозрачным, а главное, конкурентным. Любой социальный проект теперь необходимо обосновать, защитить на конкурсе и отчитаться за выделенные средства.

Этому быстро научились многие НКО и благотворительные фонды. В то же время неформальные городские сообщества и активисты не всегда готовы брать на себя необходимую юридическую ответственность как получатели денежных средств. Тем не менее , они участвуют в развитии города, выступают с идеями и реализуют заметные и важные социальные проекты. В этом мы видим большой потенциал для городов и поэтому заинтересованы в совместных проектах для чего придумываем новые механизмы сотрудничества. Проектная лаборатория «Город своими руками» — это экспериментальная площадка для разработки проектов такими сообществами, их тестирования в реальных условиях, знакомства с инструментом финансирования посредством грантов, требованиям к подготовке заявок и последующей отчётности.


Владимир Шутилин

руководитель направления социальных и благотворительных проектов «Газпром нефти», изучает все заявки, поступившие на грантовый конкурс «Родные города», за три года рассмотрел 700 заявок

Отбор заявок на грант «Родных городов»

Ключевой критерий отбора — качество поданной заявки. Ведь именно из текста заявки можно понять суть проекта. Если в заявке четко обозначена проблема , которую вы собираетесь решать, цели и задачи, целевая аудитория, а в плане реализации описаны конкретные действия, которые решают поставленные задачи, то вероятность поддержки проекта очень высока.

Другой важный фактор — перспектива самостоятельного развития проекта. Если он продолжит существовать , однажды получив грантовую поддержку, то есть окажется устойчивым, наша компания готова выделять волонтерские ресурсы и оказывать методическую помощь. Чтобы оценить фактическую устойчивость проектов, победивших в конкурсе 2014 года, мы сейчас проводим специальное исследование и с нетерпением ждем его результатов.

Зачем «Родные города» делают
проектную лабораторию
«Город своими руками»?

Лаборатория — это временно действующий ресурсный центр , у которого задача стимулировать активность местных сообществ и активистов и протестировать их небольшие инициативы. Мы надеемся, что проекты, реализуемые в рамках лаборатории, будут иметь практический результат, окажут реальное влияние на включение более широкого круга горожан в социальные инициативы. Конечно, мы хотели бы и в дальнейшем сотрудничать с людьми, которые прошли здесь обучение. Мы нацелены на то, чтобы такой ресурсный центр работал постоянно. Мы придумали лабораторию, чтобы привлечь к грантовому конкурсу новых людей, более широкий круг местных сообществ, которые ранее не участвовали в конкурсе в силу того, что могли не знать о нём, боялись спросить или не понимали механизма его проведения. Но это не мешало им активно участвовать в городской жизни. В Омске очень много активности и инициатив, связанных с проведением мероприятий. Многие инициативы при этом так и остаются на уровне идей и не реализуются. Задача лаборатории — исправить эту ситуацию.

Формат лаборатории позволяет совместно c городскими активистами поработать над созданием социально значимых проектов. Мы уверены , что будет полезно оценить свои силы, понять, как происходит разработка проектов и как готовятся заявки на грантовые конкурсы. На наш взгляд, это позволит привлечь неформальные объединения активных горожан к решению проблем города, к сотрудничеству в рамках нашей программы «Родные города».

Омск — это регион , как принято говорить, высокой социальной активности, бренд даже такой есть. По количеству заявок, поданных на грантовый конкурс, Омск — лидер. Но активны здесь как раз НКО и подаются заявки по той тематике, которой они и так занимаются. Если НКО занимается детьми-инвалидами, то ожидать какого-то креативного городского проекта вне их проблематики очень сложно.

Мы поняли важное отличие постоянных участников конкурса от так называемых «городских активистов». Большинство НКО по всей России работает с конкретной социальной проблемой, с определенной социальной группой, четко знают свою целевую аудиторию, знают что такое отчитываться за проект. Отсюда и их понимание того, как привлекать средства и к кому обратиться за поддержкой. Бюджетные учреждения и НКО постоянно участвуют в грантовых конкурсах, организуемых властями или крупными компаниями, и они к этому готовы. Активисты, неформальные сообщества к этому готовы меньше и некоторые просто пока не понимают, как перейти в формальную плоскость и взять на себя ответственность за то финансирование, которое они хотят получить для реализации собственных проектов. Поэтому, организовав для них один семинар в период анонсирующей компании конкурса, проекты мы не увидим. Так родилась идея более тесного сотрудничества в формате проектной лаборатории «Город своими руками».

По итогам 2014 года были пробелы в работе с местными сообществами , которые не являются НКО. Недостаточно идей и проектов в сфере городской жизни, которые бы затрагивали разные территории, разные административные округа Омска. Мы решили проверить потенциал, который мы увидели в СМИ, в разговорах с экспертами, и задействовать людей, которые готовы делать проекты и отвечать за них.

5 советов: как написать заявку на грант,
чтобы ее приняли

  1. Придумывайте проекты, которые решают конкретную городскую проблему. Необходимо четко описать проблему и доказать, что она существует. Хорошо, если это будет обосновано результатами исследований. Для этого можно привлечь данные Росстата, местных специалистов и профильных организаций или провести исследования самостоятельно.
  2. Ставьте измеримые цели. Важно, чтобы цель проекта имела количественное или качественное измерение, а сформулированные задачи способствовали достижению этой цели. Например, в проекте про безопасность дорожного движения рядом с образовательными учреждениями такой целью может быть «снижение количества ДТП с участием детей, учащихся в таких-то школах». Это конкретный показатель.
  3. Напишите четкий план реализации проекта. Например, не стоит писать в план массу организационных мероприятий по строительству спортивной площадки и завершать его торжественным открытием. Если ваш проект про развитие спорта, то значительная часть мероприятий плана должна быть посвящена именно этому: как будет функционировать ваша готовая спортивная площадка и что вы будете для этого делать.
  4. Объясните, на что вам нужны деньги. Все расходы также стоит обосновать и провести анализ цен на необходимое оборудование, материалы или услуги. Оплата труда участников проекта тоже входит в бюджет, однако не стоит этим злоупотреблять. Были случаи, когда больше половины бюджета проекта составляла оплата труда группы активистов, которые должны были проект реализовывать.
  5. Расскажите о людях, которые будут делать проект. Укажите, как вы распределили обязанности внутри проектной команды и какой опыт есть у каждого участника. Это даст нам уверенность в том, что проект будет успешно реализован.