Дизайн

Как напечатать текст шрифтом Helvetica без использования компьютера

В школе графики и дизайна North Garden прошёл интенсив «Fuck Yeah, Letterpress!». Типограф-энтузиаст и дизайнер Павел Потапов побывал в Англии и там приобрел печатный станок Adana (этому станку в 2016 году исполняется 65 лет). С помощью понятных слайдов Павел рассказал об эволюции печати, а затем сами участники попробовали на станке вручную напечатать текст. Александр Штанг побывал на интенсиве и теперь рассказывает, что у них получилось.

Сегодня, когда мы нажимаем пальцами на мыши и клавиатуры, используем графические планшеты и bluetooth-карандаши, оцифровывается то, где раньше пальцы терялись. Буквально. Началось все с того, что в XV веке ювелир и изобретатель по фамилии Гутенберг создал способ книгопечатания, который сейчас переживает второе пришествие. В одном немецком музее хранится экземпляр Библии первопечатника, которая даже иллюминирована вручную.

Тогда, чтобы напечатать страницу текста, нужно было по буквам составить все слова. Буквы делались из прочных и нелёгких материалов (сплав свинца, сурьмы и олова). Затем буквы, предварительно покрытые краской, нужно было прижимать тяжёлым прессом к листу бумаги. Этот вид печати получил название «Высокая печать» (англ. Letterpress). Сам способ печати был не безопасен для конечностей, поэтому позже печатникам пришлось изобрести автоматический податчик бумаги.


Теория и подготовка

Высокая печать названа так ввиду того, что печатающие элементы на форме расположены выше пробельных и при печати пробельные элементы не касаются бумаги. Так, например, высота отдельно взятой строки настраивается произвольно. Но строки, находящиеся слишком близко друг к другу, при чтении визуально «слипаются», а находящиеся далеко — заставляют глаза дольше перемещаться от строки к строке. И то и другое быстро утомляет, читать такой текст становится невыносимо тяжело. Поэтому высота строки по умолчанию настроена на удобочитаемость текста. Это же имеет значение при создании новых шрифтов и расположении слов друг от друга на одной строке.


История повторяется

Важно понимать, что история происхождения графических программ не проще, чем первая попытка освоить такую программу. Понимание основ печати добавляет ясности в работе. Каждый элемент меню, каждая единица измерения — развивались столетиями. В итоге люди пришли к естественной автоматизации, но правила остались те же. Следить за количеством символов в строке, размером кегля, отступами от края листа и шрифтовым набором. Не бросаться на первую же получившуюся композицию, размышлять и ясно видеть, что делаешь. Нести ответственность и быть готовым к бесконечному росту мастерства.

Для примера: создание шрифта при помощи специальных программ. Существует англо-американская система, так называемая «Пайка» (от англ. Pica), и система континентальной Европы на основе французского дюйма. И обе они не равны системе исчисления принятой в компании Adobe. Но в настройках программ от Adobe можно выбирать величину отступа, высоту литер и строки по каждой из систем. Лучше бы стать приверженцем какой-то одной, потому что разница между ними невелика: 1 французский пункт равен 0.37597… мм, 1 англо-американский равен 0.35136… мм, а пункт PostScript от компании Adobe равняется 0.3527… мм. И если для одной литеры или даже строки это не столь важно, то когда речь идёт о больших плакатах или восьмисотстраничных книгах — разница ощутима. У людей технических специальностей это называется матчасть, без знания которой работа идет сама собой. Произвольно. По наитию. Но это не профессионализм, а дилетантизм, который требуется искоренять из уважаемой профессии.



Создание клавиатуры

Вооружившись знаниями, мы принялись составлять литеры и бабашки в придуманные нами фразы, — это сложная часть. О да, типографская культура, как любое ремесло, полна собственных терминов. Типографские литеры — прямоугольные бруски из гартового сплава, дерева или пластмассы. Это буквы. А бабашки это пробельный материал — то, что разделяет слова и рамку, окружающую эти слова. Рамка важна, как ограничитель печати, но это не помешало нам использовать листы 10×15 и А4 как равноправные холсты.



Нужна краска, которая быстро сохнет на бумаге и легко стирается с поверхности букв, когда меняются буквы или цвет, которым производится печать. Смартфоны оставим на входе — для выбора нужного цвета есть цветовая палитра-веер, где указано какой с каким смешать, чтобы получить искомый цвет. Работать лучше в перчатках и одежде, которую не жалко, потому что дальше начинается интересное. Валики впитывают краску, предварительно намазанную на вращательный круг.



Печать

Отпечатываются пробные экземпляры, по которым оценивается выравнивание, количество краски и сила нажима. Если необходимо — лист фиксируется иначе, нежели в нормальном положении, подкручиваются усилители нажима. И начинается печать в чистовую, где тоже можно регулировать качество, которое зависит от плотности и толщины бумажного листа. При достаточной толщине и мягкости, а также небольшом размере типографских литер и силы нажима пресса, получаются те самые продавленные надписи, на которые даже не обязательно наносить краску: визитки, открытки и много всего прочего. Рельефная работа в единственном экземпляре? Для этого подойдёт ручной пресс.



Если бы пресс был автоматическим, то следить за количеством пальцев нужно было бы только тому, кто ответствен за подачу бумаги. Мероприятие временное, и устанавливать крепление для пресса не имело смысла. Поэтому в нашем случае за комплектностью пальцев следил также тот, кто печатал редкие открытки, пока другой держал и периодически опускал на стол тридцатикилограммовый пресс. Все остались целы.


Послесловие, без которого автору не кажется эта история завершенной, а полученные знания — осмысленными

На TED есть видео, где на примере карандаша объясняется, что люди ничего не могут сделать в одиночку: чтобы вставить стержень в дерево, нужно раздобыть и обработать дерево; чтобы обработать дерево, нужны станки, а для начала его нужно спилить; чтобы его спилить, нужен транспорт, который доедет до места, где растёт именно такое дерево, которое нужно, а для этого нужен бензин, а бензин делают из нефти, а нефть нужно добыть и так далее…

С печатью также. Суть в том, что это не нужно делать всем повсеместно, но знать, как происходит процесс, например, от создания дизайна до момента, когда ты держишь в руках первый экземпляр, стоит. Это одно из безвредных знаний, доступное человеку сегодня, понимание принципов которого может помочь решить какой-либо вопрос в совершенно иной области культуры или науки.