Город

Как дела на Любинском? Стратегия для культуры, планы минкульта, опыт Камергерского переулка и иллюстрированная карта

31 января на Даче Онегина минкульт собрал предпринимателей поговорить о Любинском проспекте, как центре городской культуры. О чем говорили: стратегия развития, предложенная «ИдеалСтроем» и «Газпромом» в 2015 году, как 4 бара за два года сделали Камергерский переулок самым популярным местом на проспекте, какие места планирует развивать минкульт в 2018 году вместе с бизнесом и какой будет иллюстрированная карта Любинского.


Как предлагали развивать проспект урбанисты, приглашенные «ИдеалСтроем» и «Газпромом»: активизация дворов и скверов, развитие пешеходных маршрутов и перекрытие автомобильного движения на выходные

Екатерина Гольдберг

Партнер Orchestra Design, эксперт группы урбанистов «Омский центр: Step By Step». Группа провела исследования и проектные семинары с предпринимателями, активистами и работниками культуры и разработала концепцию развития проспекта, которая была представлена в областном Экспоцентре 9 июня 2015 года.

Нас пригласили участвовать в этом проекте, когда сформировалось техническое задание от инициативной группы «ЛУЧ (Любинский удобный для человека)» и появились претензии к первой концепции, предложенной компанией «ИдеалСтрой» до нашей работы. У новой концепции два ключевых подхода: первый — из транзитной улицы создать полноценную центральную улицу города с достаточным количеством озеленения и общественных пространств; второй — огромный культурный и образовательный потенциал, поскольку здесь нет жилья, но есть учреждения культуры, кафе и магазины. Это возможность для ее использования в любое время суток.

Мы смотрели на улицу в контексте развития центра города. Наши предложения связаны с транспортом, благоустройством и культурой. Они направлены на активизацию общественных пространств улицы: развивать пешеходные маршруты, снизить количество автомобильных парковок и запустить общественный транспорт, чтобы люди из отдаленных районов города могли сюда приезжать и гулять.

Для развития культурной программы мы увидели три потенциала:

  1. Активизация дворов. Она сейчас происходит силами местных заведений, как например в Камергерском переулке на Ленина, 13. В переулке на Ленина 14/1 открылось несколько баров — там мы предлагали сделать уличную арт-галерею. А во дворе у Педагогического университета — установить сцену для летних событий с участием студенческих сообществ.
  2. Сделать улицу пешеходной на выходные. Фестивальный променад как зимой, так и летом.
  3. Зеленые пространства, которые мы рассматривали как места для различных активностей. В Сквере Дзержинского — дорожки для бега и точки для событий, в которых можно установить объекты молодых архитекторов. Новым сквером могло стать место у памятника Любочке, с уличными музыкантами и камерными мероприятиями, но сейчас там несколько кустарников. В Сквере Достоевского — стеллажи для книг, читки, тихие события без музыки в дневное время, чтобы не мешать жителям соседнего здания. Здесь же мы предлагали отметить границу Омской крепости по примеру арт-проектов других городов. Летняя сцена для альтернативных театральных постановок в Театральном сквере не удалась, поскольку там сейчас заброшенное кафе занимает его большую часть. Пространство у Иверской часовни и начало ул. Музейной мы рассматривали как объединенную площадь, где можно проводить ярмарки дизайнеров, местных фермеров или выставки музеев. А площадь у бывшей гостиницы «Октябрь» — для музыкальных событий.

Полная презентация концепции Любинского проспекта доступна по ссылке.


«События, на которые нам самим хотелось бы прийти»: как 4 бара устраивают фестивали, фудкорты, выставки и лекции в Камергерском переулке

Мария Борцова

Маркетолог Skuratov Coffee, участник инициативной группы 4 баров, которые устраивают фестивали и другие события в Камергерском переулке.

История переулка началась с того, что в этой локации открылось сразу несколько заведений дружественных друг другу. У нас были идеи и амбиции проводить мероприятия, на которые нам самим хотелось бы прийти. И которых не хватает в нашем городе. У нас есть инициативная группа из представителей 4-х заведений: «Свое место», Skuratov Coffee, «Одно Вино» и 1984 Brewing Co. Все скидываются и закрывают финансовые вопросы. Чтобы организовать выступление группы — поставить свет и звук — нужны определенные мощности. С этими ресурсами нам помогает администрация собственника Ильченко.

Зачем нам это нужно? У всех нас есть организаторский опыт в разных сферах: концерты, выставки, бизнес. Насмотревшись на разные творческие пространства, нам захотелось сделать что-то подобное в Омске, потому что нам этого не хватает. Конечно нам хотелось привлечь посетителей во двор, ведь проходя по улице Ленина, люди не всегда заглядывают в арку нашего переулка. Лучший способ — это организовать интересное мероприятие, на которое придут люди и запомнят, где мы находимся. Это событийный маркетинг для наших заведений. И третья цель — мы хотим объединить интересные молодые проекты близкие нам по духу. Таких проектов обнаружилось очень много. Это люди, которые хотят слушать музыку, которую хочется слушать нам, проводить фестивали которые проводим мы, им хочется того же, чего хочется нам. Вместе все сделать намного проще.

Первое «Свое лето» мы провели, потому что хотели привезти группу, но ни у кого не было сцены внутри заведения. Решили провести на улице. Потом эта идея обросла фудкортом, выставкой, лекторием. И мы начали это развивать. Глобальная цель — мы верим, что организовывая такие мероприятия, депрессивное настроение уходит, возникает желание остаться здесь. Мы видим большое количество молодых людей, которых обычно не увидишь сразу в одном месте. Еще нам безумно нравится омское современное искусство, а омские художники это наши новые рок-звезды. Их выставки собирают такое количество людей, какое не собирают концерты.

Мы провели серию летних фестивалей «Свое лето», лекции с Музеем им. Врубеля, рождественские ярмарки, фудкорты и выставки. Всего 13 мероприятий, около 2000 человек за один фестиваль и более 50 проектов участвовали во всем этом. На это лето мы разработали программу из 8 разноплановых мероприятий, будем экспериментировать с форматами и наполнять переулок уличной мебелью. Мы всегда стараемся что-нибудь улучшить и изменить, и это приносит нам коммерческую выгоду. Как и все, мы заинтересованы, чтобы Любинский становился центром городской активности. Потому что мы здесь живем.


Минкульт будет развивать 9 площадок на Любинском проспекте и делать улицу пешеходной на выходные

Юрий Трофимов

Министр культуры Омской области, экс-директор Музея изобразительных искусств им. Врубеля

Наша идея в том, чтобы объединить силы по продвижению Любинского проспекта как общественного, культурного и бизнес-пространства. Чтобы как можно больше людей сюда приходило. Как омичей, так и не омичей. Минкульт готов выступить оператором этого процесса. Я предлагаю всем в этом поучаствовать.

Анна Статва

Заместитель министра культуры Омской области, ранее работала на кафедре географии в ОмГПУ и в Центре развития туризма «Увлечен и Я».

Главная идея Проекта «Любинский. Live» — создать единое культурное пространство, привлечь к этому учреждения культуры, бизнес и омичей, которые хотят самореализоваться, для которых это будет замечательная площадка.

Для этого мы выбрали 9 мест. Одна из самых успешных площадок прошлого лета — «Реплика» в Сквере Достоевского — выступления поэтов, буккросинг и книжная выставка. Молодые поэты смогут себя на ней презентовать. «Омск театральный» — в Театральном сквере у закладного камня, где в этом году будет установлен памятник Ульянову. Здесь может презентовать себя любое театральное сообщество. «Вернисаж на Любинском» у памятника Врубелю — площадка связана с художественным творчеством. Скейтборд-площадка у памятника Ленину появилась стихийно и инициатива была поддержана: пожалуйста, катайтесь, вот вам площадка, никто никого оттуда не разгонял. Наоборот, получилась молодежное спортивное место. «Энергия танца» у Степаныча — молодежное активное место, куда мы приглашаем все танцевальные сообщества — себя показать и порадовать омичей. «В объективе Омска» у Иверской часовни будет фото-площадка. На «Музыкальный квартал» у Любочки заявлялись многие творческие коллективы и действительно хорошо работали и собирали слушателей. «Экскурсионное бюро» недалеко от памятника Ленину продолжит экскурсии для всех желающих. На перекрестке Ленина и Партизанской — «Мелодия Любинского» — здесь была представлена Омская Филармония.

Эти творческие пространства — очень обширное поле для самопрезентации бизнеса. Министерство культуры выступит в качестве объединяющего органа, будет принимать заявки от тех, кто хочет наполнять эти пространства, и будет обеспечивать взаимодействие между всеми участниками этого процесса. Очень радеем за то, чтобы Любинский действительно стал живым, восстанавливаясь после длительной реконструкции. 26 мая мы планируем дать старт этому проекту. Чтобы все омичи знали, что каждые выходные на Любинском есть зачем прийти и есть чем заняться.

Перекрытие улицы не является самоцелью. Масштабируя проект «Любинский. Live» мы идем к этой идее и планируем на вечер субботы и воскресенья делать улицу пешеходной. Сейчас поток машин по Любинскому проспекту минимален и перекрытие этого участка особо никак не повлияет на транспортную ситуацию. Без машин эта улица больше наполнится активностью и людям будет приятнее там находиться.


Иллюстрированная карта Любинского проспекта

Илья Севастьянов

Продюсер Проектной группы Public Speech, участник инициативной группы «ЛУЧ» и организатор воркшопов группы урбанистов «Омский центр: Step By Step».

Идея карты появилась летом прошлого года на одной из встреч, организованных Юрием Трофимовым, тогда директором Музея им. Врубеля. Трофимов собирал предпринимателей, чтобы договориться, как Любинский действительно сделать живым после длительной реконструкции. Говорили о создании чего-то вроде Любосферы — единого пространства с общим календарем мероприятий и системой бонусов или скидок, которые мог бы получить постоянный посетитель Любинского в ресторане или в музее. Были и другие вопросы: зачем делать скидки, как проводить вместе мероприятия, нужен ли общий календарь, перекрывать улицу на выходные для пешеходов или наоборот попробовать временно добавить парковочные места, должна ли быть у проспекта общественная организация или инициативная группа, которая бы им управляла. Тогда решили проводить мероприятия и кто-то предложил сделать карту, чтобы как-то объединить всех предпринимателей. Такое общее дело. И карта могла бы стать инструментом продвижения Любинского проспекта.

Мы предложили скинуться деньгами и сделать карту иллюстрированной, чтобы она была не простой и утилитарной, а ее можно было бы с интересом разглядывать. Финансировать карту были готовы несколько предпринимателей и мы взялись за работу, пообещав открыть яндекс-кошелек. Сейчас у нас готова иллюстрация. Карта будет складываться так, чтобы ее удобно было положить в карман или в кошелек. А на обороте обычным языком мы расскажем историю этого места: напишем историческую хронику и 3 маршрута по архитектуре, музеям-театрам и интересным местам. Эта история видится нам как история центра городской культуры Омска. Тут все время происходило что-то новое в городской жизни. Сейчас здесь проводят новые фестивали, открывают новые бары, появляются магазины с локальными омскими проектами, здесь стало привычным ходить на уличные выставки или лекции. Вот это все мы считаем частью центра городской культуры.

Эта карта, прежде всего, для омича. Она про все хорошее, что было и есть сейчас на Любинском. С вниманием к прошлым и современным ценностям. А рассказав эту историю сначала себе, было бы круто поделиться ей и с туристами. Поэтому приезжим карта тоже будет интересна. Первый выпуск — 5000 экземпляров, мы напечатаем к маю, как только соберем деньги на проект.

На сайте lubinski.ru можно рассмотреть саму карту, подробнее узнать о проекте и поддержать его через яндекс-кошелек или стать спонсором.


Фотоотчет Андрея Кутузова с круглого стола «Любинский как центр городской культуры».