Город

Концепция развития квартала Института дизайна и технологий в Омске

На «Городском чердаке» разработали концепцию, которая призвана стать отправной точкой в преобразовании студенческого кампуса Института дизайна и технологий (бывшего ОГИС). Концепция представляет собой альбом аналитических материалов с конкретными предложениями по улучшению качества среды.

Концепция предполагает организацию общественного, пешеходного и озелененного пространства, обеспечение доступности квартала и коммуникации с прилегающим районом и городом. В аналитическом альбоме можно найти сравнительный анализ зарубежного опыта, контекст организации пространства нескольких омских вузов, исследование территории квартала ОГИСа и предложения по ее развитию в краткосрочной перспективе. В качестве механизма реализации предлагается формат «Открытой лаборатории» — преобразование среды в рамках учебного процесса с вовлечением студентов, преподавателей и связанных с институтом сообществ. PS публикует резюме концепции и призывает оставить свой отзыв для продолжения работы над ней. В декабре концепция будет передана руководству института.

В чем дело?

Современные омские вузы унаследовали советскую инфраструктуру своих территорий и сегодня она требует пересмотра и обновления. Требуется переоценка роли открытых уличных пространств в образовательном процессе и повышение их качества до современных требований по доступности и дизайну. Институт сервиса инициировал разработку концепции благоустройства территории своего кампуса. Коллектив Центра прикладной урбанистики «Городской чердак», используя социологические и образовательных форматы провел исследование, на основе которого сформулировал основные предложения по благоустройству территории и реконструкции корпусов.

Этапы работы над концепцией:

  1. Исследование. В мае-августе мы провели 2 фокус-группы со студентами, воркшоп «Городской квартал в различных контекстах» и анализ зарубежного опыта.
  2. Концепция. В сентябре-октябре была подготовлена концепция благоустройства территории, рекомендации и предложения.
  3. Комментарии. В декабре для завершения подготовки концепции мы бы хотели узнать комментарии заинтересованных лиц.

Место: квартал в границах улиц Певцова , Красногвардейская, 4-го ноября, Фрунзе, а также спортивная площадка перед общежитием (ул. Красногвардейская, 9а)

Что такое концепция?

Концепция — программа для дальнейшего проектирования. В ней мы описали предложения по развитию территории: где и как открыть вход на территорию , как работать с ландшафтом, что может из себя представлять общественное пространство и как все это можно связать с образовательным процессом института. В поясняющих материалах мы привели схемы и прототипы, описали из чего могут состоять перспективные проекты.

Мы стремились заложить основы для организации пространства с высоким качеством среды:

  • Образование. Создать место с возможностями для новых образовательных практик, как профессиональных, так и экспериментальных.
  • Коммуникация и рекреация. Создать пространство, в котором коммуницируют учебное заведение и город, студенческое, профессиональное и городские сообщества. Пространство для рекреации студентов и преподавателей, жителей общежития и квартала (общение, отдых, ожидание, события, площадки, навигация).
  • Репрезентация. Использовать территорию для представления городу возможностей и достижений института в сфере инноватики, сервиса и дизайна.

Глобальный и локальный контекст кампуса

Зарубежные школы дизайна и моды (Мельбурн, Лондон, Нью-Йорк) (с. 3−6 в альбоме) всегда коммуницируют с городом и внешним миром. Галереи и информационные центры университетов знакомят горожан с их образовательной, исследовательской деятельностью и проектами студентов. Кулинарные школы снабжены демонстрационной кухней и рестораном, открытым для города. Такие вузы нельзя представить без использования открытых пространств, которые по качеству не уступают современным городским паркам.

Замкнутый квартал , внегородской кампус, отдельные корпуса и смешанные — те модели интеграции в город, которые мы увидели, обследуя кампусы нескольких омских вузов, в том числе ОГИСа (с. 7−10). В основном продолжается эксплуатация советской инфраструктуры, типовых корпусов, без значительной реконструкции, осмысленного зонирования территорий и улучшения физической доступности. Многие институты изолируют пространство и блокируют сложившиеся пешеходные транзиты. В кварталах, как правило, есть входная площадь, знаки идентификации, в том числе художественные или мемориальные, в зданиях появляются функции, ориентированные на город — от магазинов специальной литературы, языковых курсов и актовых залов до информационных центров для абитуриентов.

Развитие кампуса ОГИСа сегодня определено неблагоприятными факторами физического пространства и потенциалом высокого уровня человеческого капитала. Затрудненный пешеходный транзит , деградировавший ландшафт, заброшенные и действующие стройплощадки — эти проблемы района требуют решения. С другой стороны, это территория с уникальными функциями — крупнейшая библиотека, редакции СМИ, школа дизайна костюма, банки, набережная, спортивные площадки. На вузовских площадках взаимодействуют самые разнообразные творческие аудитории, как студенческие, так и городские: здесь проходят международные события (Конкурс «Формула моды: Восток — Запад», Фестиваль искусства и дизайна «Сибирская этника«), запускаются новые городские проекты и события (Кино-фото фестиваль «Ширина», Фестиваль паблик-арта «Пространство множественности», Общественное пространство «Лето в Центре», Проектная лаборатория «Город своими руками«), отсюда выходят и здесь работают разные творческие проекты (Театр мод «Образ», Школа фотографии и мультимедиа «Событие», Арт-лаборатория «Кружок Квадратик», Public Speech), которые затем продолжают самостоятельное существование в сфере медиа, кино, фото, искусства и дизайна.

Что предлагает концепция?

Сделать комфортным пребывание пешехода , обустроить входные узлы в кампус и его общественные пространства, сформировать зеленый контур, разделить хозяйственные и общественные зоны. Для этого в схеме предложена корректировка проезжей части улиц, размещение парковок (90 мест), озеленение тротуаров, обеспечение безбарьерного доступа в первые этажи зданий, комфортное передвижение по кампусу для маломобильных групп и иностранных студентов. Концепция рассчитана на краткосрочную перспективу и не включает глобальной реконструкции квартала, сноса гаражных кооперативов или нового строительства.

Схема генплана благоустройства

Это программа-минимум , которая может стать основой для долгосрочных проектов:

  • Открытая лаборатория. Переформатирование дворов и гаражей для экспериментальных, курсовых и дипломных проектов студентов, которые могут в реальной городской среде тестировать лэнд-арт, разрабатывать уличную мебель, поп-ап (pop-up, раскладные) пространства и события. Успешные проекты становятся элементами экспозиции в творческом квартале в режиме фестиваля или постоянной выставки и могут воспроизводиться регулярно.
  • Общественные пространства. Площади и площадки, «кафе», газоны, улицы внутри квартала исполняют коммуникационную и рекреационную функцию — место общения во внеучебное время, место случайных и назначенных встреч, отдыха. Спортивные и игровые площадки с тренажерами и поп-ап павильонами. Крупные площадки и «кафе» могут стать местом событий, объектом управления и продюсирования.
  • Коммуникация с городом. Навигация, входы, витрины, фойе и медиафасады, обеспечивающие связь кампуса с окружающим районом — первое знакомство пешехода с институтом и визуальные связи в городском масштабе по улицам Фрунзе и Красный путь.

Как это сделать?

В формате «Открытой лаборатории» — преобразование среды в рамках учебного процесса с вовлечением студентов, преподавателей и связанных с институтом сообществ. Объект для лаборатории — ландшафт института, а в качестве подходов к проектированию можно рассматривать направления учебных программ — дизайн, искусство,управление (менеджмент, продюсирование). Результатом лаборатории может стать регулярный лэнд-арт фестиваль с реализацией средовых объектов (малых форм, уличной мебели, ландшафтных площадок) и событийным наполнением (показы, лектории, экскурсионные программы). Задачей первого этапа лаборатории является качественное изменение пространства института, повышение его комфортности, отработка новых образовательных процессов. В дальнейшем лаборатория может стать постоянно действующим «инкубатором» устойчивых творческих проектов и дизайнерских пространств.

Но прежде чем запускать лабораторию , необходимо пройти другие шаги, чтобы прийти к реализации концепции:

  1. Разработать общую стратегию института. Это видение того, как должен развиваться институт в соответствии с контекстом, образовательным процессом и потребностями в открытых пространствах.
  2. Разработать дизайн-код и навигацию (фирменные цвета, шрифт, вывески и адреса).
  3. Разработать технический проект благоустройства спортплощадки и общежития (1 очередь), квартала и 1-го корпуса (2 очередь), прилегающие улицы и 2-й корпус (3 очередь).
  4. Разработать дизайн отдельных площадок через формат лаборатории и систему мини-конкурсов на ландшафтные площадки между студенческими командами разных курсов (например, реализация 3 площадок в течение учебного года).
  5. Реконструкции входных узлов в общежитие, 1-й и 2-й корпуса (со строительством лифтовой шахты).

Концепция утверждена руководством института?

Еще нет. Нам необходимо завершить этап работы над концепцией. Для этого нам важно получить отзывы , комментарии и предложения нынешних и потенциальных пользователей территории, потенциальных партнеров и владельцев недвижимости в прилегающих кварталах. Только после этого концепция будет передана на утверждение руководству института.


Перейти к анкете


Аналитические материалы: альбом концепции

А здесь можно более подробно ознакомиться с аналитическим альбомом. Нажмите на изображение, чтобы увеличить страницы.



Команда проекта