Городской конструктор

Медийный город и технологии на улицах

Современный город — это город медийный. Он наполнен разнообразными цифровыми сетями и электронными медиа, которые могут стать полезным инструментом для создания новых проектов. Ниже — отрывок из книги австралийского медиатеоретика Скотта Маккуайра, посвященной тому, как с помощью медиатехнологий можно изменить город.


В XXI веке социальная жизнь все больше протекает в медийных городах. Это свидетельствует о том, что пространства и ритмы современных городов радикально отличаются от тех, что описаны в классических теориях урбанизма, а также, что медиа изменились не меньше, чем города.

В 1980-х годах в различных общественных пространствах стали появляться телеэкраны. С одной стороны, мониторы стандартного размера использовались как электронные информационные табло в таких местах, как железнодорожные вокзалы; примером другого «полюса» этой шкалы можно назвать демонстрацию гигантского телеэкрана «Джамботрон» фирмы Sony на «Экспо-85» близ Токио. Видеохудожник Питер Каллас вспоминает, как мониторы ставились «штабелями»: «У штаб-квартиры потребительского отдела Sony в Гиндзе, построенной в начале 1980-х, из мониторов состояла целая стена в семь-восемь этажей высотой».


Начиная с первых экспериментов в таких городах, как Токио и Нью-Йорк, внедрение электронных экранов в городской пейзаж стало одной из самых заметных тенденций современного урбанизма. Традиционный телевизор превратился из бытового прибора — материального объекта, ассоциирующегося в первую очередь с жилищем, — в большой экран: не столько предмет мебели, сколько архитектурную поверхность, поселившуюся не внутри дома, а снаружи — на улице. Эта трансформация пересекалась с другими важнейшими преобразованиями последних двадцати лет в области медийных технологий и культуры: формированием глобальных многоканальных распределенных сетей с использованием спутников, кабелей и волоконных линий для передачи, размывающих региональные и государственные границы, а также появлением мобильных медийных устройств, вытесняющих социальную архитектуру, выстроенную вокруг медиа стационарного типа. Совокупное влияние этих событий на отношения между медийным и общественным пространством было весьма глубоким.

Если поначалу «публичные экраны» поражали, то вскоре их новизна сошла на нет: большие экраны с улучшенным цветовым разрешением стало дешевле устанавливать и эксплуатировать. Подобно тому, как в 1920-х годах города лихорадочно создавали собственный «Великий белый путь», соперничая с Бродвеем, в 1990-х массовая установка больших экранов стала во всем мире популярной стратегией «оживления» общественного пространства. В ночь на 1 января 2000 года люди собирались на площадях, чтобы отпраздновать Новый год — и увидеть «вживую» через спутник, как это делают люди на других площадях по всему миру. Это характерное проявление глобализации, в рамках которой идея «единого мира» может быть разыграна техническими средствами, стало предвестником грядущих событий.

Читать книгу полностью.


Три городских медиа-арт-проекта, которые меняют облик города и налаживают связи между его жителями.

Коммуникационная труба

В 2013 году студент Института «Стрелка» Влад Кяуне и его друг Александр Братчиков придумали новое средство общения — коммуникационную трубу, которая позволят жителям двух городов разговаривать друг с другом в режиме реального времени. Конструкция представляет собой две трубы, одна стоит в московском Парке Горького, а вторая — на территории «Новой Голландии» в Санкт-Петербурге. В каждый из них установлена компьютерная плата, микрофон и динамик. Любой желающий может с ее помощью начать разговор со случайным собеседником, который находится в другом городе. Интересно, что чаще всего люди спрашивают друг у друга про погоду, но есть и такие, которые хотят познакомиться или обсудить какие-то серьезные темы. Такой же проект был реализован и в Городском парке в Краснодаре.


Междугородный бинокль


Еще один способ связать несколько разных городов придумали художники Варвара Гуляева и Мар Канет Сола. Они установили в Риге, Ливерпуле, Берлине и Дессау красные бинокуляры, похожие на те, через которые туристы обычно разглядывают панораму города. С его помощью жители Риги могут увидеть, например, улицу в Ливерпуле; в то же время на большом уличном экране в Ливерпуле будут видны глаза человека, который в данный момент смотрит в бинокуляр.


Барометр городских настроений

В 2008 году группа немецких художников установила на маяке в городке Линдау Feel-O-Meter — интерактивную инсталляцию, которая отображает настроение города. Feel-O-Meter представляет собой большой светящийся смайлик, расположенный на высоте 8 метров. Недалеко от маяка стоит цифровая камера, которая фиксирует лица прохожих; затем фотографии обрабатываются в специальной программе и делятся по категориям: печальные, веселые или равнодушные. В зависимости от того, каких лиц окажется больше, смайлик будет улыбаться или грустить. Похожее устройство, определяющее эмоциональное состояние горожан, есть и в Екатеринбурге. Оно называется «Барометр настроения» и выглядит как светофор с девятью лампочками. Установленная в нем компьютерная программа анализирует высказывания в социальных сетях и рассчитывает, какие настроения преобладают в городе в данный момент. Если горожане пишут радостные статусы, то лампочки горят зеленым, если грустные — то зажигается красный.


Фотографии: Cory-Cousins, Richardwilhelmer.com, Enrique-Gonzalez-Ibarra, Роман Соколов, Flickr.com


Теги: