Искусство

«Не напускаем пафоса и не прикрываемся „высокими“ целями» — Роман Гонза о современных поэтах

Роман Гонза и Иван Пинженин — основатели Организованной поэтической группировки «Подельники». Каждую осень и весну поэты отправляются в тур по российским городам и заглядывают в Омск. Побывали подельники и в Германии — в 2014 г. обычный отдых поэтов-подельников Романа Гонзы и Юлии Вильянен обернулся приглашением в Университет им. Гумбольдта, где изучают славистику и современную российскую поэзию, выступлением в берлинском клубе King Kong и публикацией интервью на одном немецкоязычном сайте novinki.de. По какой-то причине интервью оттуда пропало. Мы публикуем русский текст с разрешения его автора Владислава Оверчука.



теперь ОПГ будет ассоциироваться ещё и с поэзией


Владислав Оверчук: Расскажи вкратце историю возникновения «Подельников».

Роман Гонза: «Подельников» мы с моим другом — поэтом Ваней Пинженином — придумали в конце июля 2013 года, попивая пиво возле какого-то засранного пруда в Выборгском районе СПб. Летом поэтические чтения — редкость, устраивать их почти бессмысленно, а в «отпуск» нам уходить не хотелось. Поэтому, как все современные мальчики и девочки, мы решили бороздить глаголом пространства интернета, ведь каждому известно, что интернет — отличная площадка для популяризации творчества, свободная и общедоступная. В качестве носителя творчества мы выбрали видео журнал. Проект получил название: «Организованная поэтическая группировка „Подельники“» (или сокращённо ОПГ «Подельники»).

В Петербурге и других городах России существует множество поэтических клубов, литературных салонов, артелей, арт-клубов… Нам хотелось вернуть дерзость в поэзию: аббревиатура ОПГ ассоциируются у россиян с преступностью (организованными преступными группировками), мы осмелились этот стереотип изменить — теперь ОПГ будет ассоциироваться ещё и с поэзией. Стилистику, конечно, мы отчасти позаимствовали у преступного мира: каждый выпуск называется «эпизод» и состоит из пяти «дел» — пяти стихотворений в авторском прочтении на камеру. Однако не стоит относиться к этому слишком серьёзно: о самоиронии мы не забыли. Доказательством тому служат досье, которые составляются на каждого «подельника» им самим.

Для примера:

Подельник № 9: Шанихин Антон

Досье:
Специалист в области кебенематографа.
За деньги лишает детей счастья.
Любит красивые накопители и забегаловки Новгорода.
Не любит Балтику 7 за то, что она крепче унитаза.
Характер отзывчивый, но это бесполезно.

Эпизоды «Подельников» выходят раз в 2 недели. Каждый длится от 4 до 9 минут и состоит из 5 видео роликов, на которых 4 поэта и 1 специальный гость из смежной культурной сферы рассказывают стихи. Поэты читают произведения собственного сочинения, специальные гости чаще всего классику. Первые выпуски были сняты на простую «мыльницу» Вани и смонтированы мной. Но уже к пятому эпизоду к нам присоединился профессиональный оператор Алексей Золотенков. Лёша сам предложил помощь и быстро влился в наши ряды. Теперь за картинку отвечает он. Ширится и география «Подельников». На данный момент участниками проекта стали поэты и специальные гости из Петербурга, Москвы, Нижневартовска, Екатеринбурга, Перми и Шанхая, а если учитывать малые родины «подельников», то, возможно, покроем пол карты России.



Стоит отметить, что интернетом наша деятельность не ограничивается. «Подельников можно брать живьём». Мы активно выступаем в Петербурге и гастролируем по другим городам России.


Если человек — мудак, то будь он хоть вторым Бродским, нас он не интересует. Мы же не «Союз писателей».


Владислав Оверчук: Существует ли у ОПГ некая программа или манифест?

Роман Гонза: «Подельники» созданы нами в противовес ванильному творчеству изнеженных интеллигентов и высокопарным стихотворным высерам самовлюблённых интеллектуалов. Для нас поэзия — это здесь и сейчас, в словах и в поступках, на площадях и на кухнях, на улицах и в парадных, в голосе мамы и в криках гопников. От нее не спрятаться. Поэзия живёт в каждом из нас. Просто не каждый владеет магией слова, чтобы её передать. Мы не напускаем пафоса и не прикрываемся «высокими» целями, такими как «развитие и популяризация современной поэзии». Нравится вам это или нет, но современная поэзия есть! и она достаточно популярна. Мы лишь пытаемся вычленить из её многообразия то, что считаем достойным, честным и не пустословным. Поэтому вместо манифеста на странице «Подельников» размещены вот эти слова:

«Если устал от мэйнстримовых стихов о неразделенной любви к айфонам, о тяжелой доле русского 15 летнего поэта, о кабацких загулах интеллигентов-маргиналов, то тебе сюда. Никакого сахара, никакой ванили, никаких компромиссов. Стихи бьют наотмашь. Заходят глубоко, остаются внутри и начинают жить своей жизнью в твоей голове. Тебе жить — тебе решать, с кем ты»

Владислав Оверчук: Что объединяет «Подельников»? Является ли центральной для группы техника, тематика или стилистика?

Роман Гонза: Для нас важна честность и талант. Чтобы стать участником ОПГ нужно писать хорошие стихи и быть достойной личностью. Если человек — мудак, то будь он хоть вторым Бродским, нас он не интересует. Мы же не «Союз писателей». Поэтому все участники отбираются из числа друзей и знакомых. Благо поэтов среди них достаточно, выбор есть.


свято чтим поэтическую традицию шататься по злачным местам и попадать в передряги.


Владислав Оверчук: Есть ли какая-либо преемственность русской поэтической традиции в ОПГ?

Роман Гонза: Есть. Доказательством служат стихи русских классиков из уст специальных гостей проекта. Катя Павлова из группы «Обе Две» и лидер группы «Курара» — заслуженный артист России Олег Ягодин прочитали Бориса Пастернака, Степан Тропин из «Айфо» и рэпер Oxxxymiron — Александра Блока, Александр Гагарин из «Сансары» — Бродского. Группа «Барто» познакомила с творчеством Эдуарда Багрицкого, Евгений Лазаренко, музыкант группы «МультFильмы» и проекта «Neon Lights», а по совместительству ещё и шеф-редактор журнала «Time Out Петербург» — со стихами Николая Агнивцева. Дмитрий «Фео» Порубов из группы «Психея» и Вася Васин из «Кирпичей» предпочли современных авторов. Василий нас приятно удивил, прочитав стихи участницы нашего проекта — Марины Кацубы. Также специальными гостями «подельников» стали классики современной поэтической России — Андрей Родионов и Дмитрий Воденников, прочитавшие собственные произведения.

А ещё мы свято чтим поэтическую традицию шататься по злачным местам и попадать в передряги. Кстати, насчёт злачных мест, для поэтов Серебряного века культурным центром служил «подвал Бродячей Собаки», наши выступления проходят в не менее андерграундных заведениях: клубы, бары, арт-кафе. Иногда читаем стихи в музеях и арт-пространствах, но в них не так уютно — слишком претенциозно.

Владислав Оверчук: … ты говоришь, что простота и предметность — то, что необходимо для современной поэзии. Чего на твой взгляд ещё не хватает молодым поэтам?

Роман Гонза: Я считаю, что простота — показатель таланта. Истинная одарённость автора проявляется в умении говорить поэтично, просто и ёмко, а не в нагромождении вычурных образов не о чём. Молодым поэтам не хватает наставников, не хватает объективной оценки со стороны. На критиков всем по большому счёту наплевать, что справедливо: критиканство для талантливого и мудрого человека — занятие недостойное. Популярность — тоже не показатель: бездарность в мэйнстриме — обычное дело. К тому же, к 21 веку поэзия претерпела столько изменений от строгих форм к верлибру, что стало довольно проблематично разобраться, где верлибр, а где недостаток мастерства. Но главная проблема, мне кажется в том, что в современной поэзии слишком много красивых безделушек и мало откровений.


Сотни тысяч словоблудов будут писать про остывшие чувства и кофе, заполняя литературное пространство бесполезным шумом


Владислав Оверчук: … «поэзия вошла в моду и это ещё страшнее, чем, если бы она была архаична». Почему ты так считаешь?

Роман Гонза: Мода профанирует духовные и гражданские ценности. Мода на протесты тому яркий пример. Модники ничего не добились: строй ничуть не изменился; государство вины не признало; проблемы остались нерешёнными. Власть плевать хотела на их беззубый протест. Зато все потусили на тематической вечеринке в стиле «Революция», зачекинились в автозаках, сфотографировались на митингах и законспектировали происходящее в твиттер. Героев нет. Бывшие политические заключённые рекламируют шмотки и прочий ширпотреб. Вокруг одни медийные персоны: провокаторы и карманные оппозиционеры. Подобное грозит и поэзии. Сотни тысяч словоблудов будут писать про остывшие чувства и кофе, заполняя литературное пространство бесполезным шумом, а толпа будет вестись на всё популярное и для неё — толпы — понятное и актуальное. Важна будет не художественная ценность произведения, а то, как его преподнесут массам. Поэты станут маркетологами, а в свете звёзд поэтической эстрады погаснет чей-то гений. И не надо быть пророком, чтобы предвидеть такой расклад: всё описанное выше началось ещё вчера и происходит уже сегодня.


В Екатеринбурге на поэтическом вечере случайно оказалось несколько представителей русского обеспеченного быдла.


Владислав Оверчук: Как прошло турне (Подельники на выезде: «От Просвета до Урала», тур 2013 г. — Ред.)? Различия в публике разных городов?

Роман Гонза: За пару недель мы с Ваней Пинженином посетили Москву, Пермь, Екатеринбург, Нижний Тагил и Тюмень. Тур мы начали с Петербурга. В Северной столице, несмотря на несметное число культурных событий, проходящих каждый день, интересный поэтический вечер с успехом может заполнить концертный зал небольшого клуба. К счастью наш оказался именно таким. Публика в Питере хоть и «пресытившаяся», но благодарная и общительная. Особенно приятно было увидеть множество новых лиц среди завсегдатаев поэтических мероприятий.

Приятно удивила и Москва: на вечер пришло человек 80, а встреча в социальной сети «вконтакте» обещала всего около 30. Вечер прошёл на «Ура», и никакого снобизма, в котором часто упрекают москвичей, я не заметил: после выступления мы достаточно долго и душевно с ними общались. В Перми вечер прошёл по-домашнему, без микрофона. Сложилось впечатление, что все 30 (максимум 40) человек, пришедших послушать стихи, — наши давние друзья. Сама Пермь порадовала стрит артом и другими видами современного искусства на улицах города. В 2013-м местная молодёжь сделала относительно успешную попытку устроить Культурную революцию. Далеко не все её одобрили, и, в конце концов, финансирование прекратилось, однако, её отголоски облагородили как сам город, так и его жителей.

В Екатеринбурге на поэтическом вечере случайно оказалось несколько представителей русского обеспеченного быдла. Быдло пришло в паб «Эрнест Хемингуэй», где проходило наше выступление, чтобы оторваться после рабочей недели. Заплатив за вход, быдло позволило себе кричать и громко смеяться, не считаясь с десятками людей, пришедших слушать стихи. Быдлу происходящее не нравилось — их право. Однако вопреки здравому смыслу они не забрали свои деньги и не удалились в более подходящее для них место, хотя насильно их никто не держал. Но в целом вечер прошёл успешно. Спасибо за это слушателям и арт-директору заведения Юре Облеухову из группы «Курара».

Нижний Тагил вопреки репутации тюремной столицы России стал одним из лучших городов нашего поэтического тура. Клуб «Приличное Место», в котором мы выступали, открыли в глухом переулке на границе с пригородом, что помогло избежать нежелательного контингента: просто так его не найти и без машины ночью туда не добраться. По зонированию «Приличное Место» может соперничать с лучшими клубами Петербурга. Публика в Тагиле молчаливая и немного угрюмая — в диалог со сценой не вступает, как ни старайся. Но охотно ходит на поэзию, внимательно слушает и аплодирует. В Тагиле прошёл, возможно, лучший вечер тура.

Последним городом была Тюмень. Это был первый и единственный провал. Народ в Тюмене странный: все спешат пораньше вернуться с работы домой, чтобы завтра пораньше придти на работу. В воскресение в 6 часов вечера город уже спит, в центре не встретишь и 10 человек. Немногим больше пришло и на поэтический вечер. Зато в Тюмени — сказочно красивые девушки. В целом тур подарил массу хороших впечатлений. Приятно видеть, что искусством занимаются и интересуются не только в Петербурге и Москве, но и в других городах России. Достойно уважения, что люди поднимают культурный уровень родных городов, а не поголовно уезжают искать счастья в столицы.


По древнегреческим понятиям мы — не полные идиоты


Владислав Оверчук: Насколько силён политический элемент внутри ОПГ «Подельники»?

Роман Гонза: Честным ребятам в политике делать нечего, но художник вправе вдохновляться чем угодно. Некоторые участники проекта придерживаются тех или иных направлений, но это их личное дело. Организованная поэтическая группировка «Подельники» — аполитична. Однако гражданская лирика нами приветствуется. По древнегреческим понятиям мы — не полные идиоты: имеем свои мнения и готовы отстаивать свои позиции в делах общественных.

Владислав Оверчук: Планируется ли издание общего сборника ОПГ?

Роман Гонза: Нет. У некоторых из нас есть персональные сборники, а издавать общий мы не планируем. Пока интернета и живых выступлений ОПГ «Подельники» вполне достаточно. Летом 2013-го была у нас с Ваней идея выпускать периодический журнал совместно с клубом «Грибоедов», были даже отобраны авторы и стихи для первого выпуска, но больших перспектив в этой идеи мы не видели. Бумажный журнал — дело затратное и трудоёмкое, по части обязательств ещё и мутное, а отдача минимальная: статус да радость держать в руках свои творения. Поэтому мы и стали выпускать видео журнал поэзии. Производство занимает меньше времени, мы не от кого не зависим, а посмотреть его может каждый совершенно бесплатно, когда и где угодно. Может, потом издадим и печатный вариант, но пока не собираемся.


Фотограф Юрий Кузьменко