Город

«Как мы здесь стали такими»: спросили у Свята Мурунова про омский форум городских сообществ

На выходных Омск станет десятым городом, в котором пройдет форум городских сообществ. Его организует Центр прикладной урбанистики «Городской чердак» и Молодежное пространство «Дача Онегина». Вести мероприятие приедет урбанист Свят Мурунов — автор формата и основатель сети ЦПУ в российских городах. Public Speech узнал у Свята, почему омский форум не такой, как все, что такое городское сообщество, почему с городскими активистами хорошо, а без них плохо, и чем должен заниматься урбанист в России.

Свят Мурунов

урбанист

Эксперт по городским сообществам и социальному проектированию. Родом из Пензы, где основал активистский фестиваль Jazz May, руководил брендинговым агентством «КБР: Креативная экономика», а в 2012 году — рабочей группой по разработке бренда Пензенской области. Сеть ЦПУ была запущена им после экспедиции по городам России. Сейчас Святослав Мурунов руководит московским ЦПУ в Московской высшей школе социальных и экономических наук им. Шанина.

Программа Омского Форума городских сообществ и активистов «Сборка».


Что такое форум городских сообществ?

Встреча горожан, которые хотят договориться, как сделать свой город лучше. Это попытка перезагрузки постсоветского города, которая начинается с формирования сложного городского субъекта — сообщества.

— Перезагрузка постсоветского города должна с кого-то начаться. Постсоветский город — это город разорванных субъектов, между которыми нет диалога. В нашей методологии (методологии Центра прикладной урбанистики) тот, кто первым должен проснуться и выйти на иной качественный уровень, это именно активисты и городские сообщества. Потому что они лишены ресурсов, у них нет денег и они не у власти. Они ближе всего к людям, ближе всего к настоящей городской идентичности.

Про цели форума

— Цель форума — не просто поговорить, а начать формировать сеть городских сообществ. Результат форума — это принципы, о которых сообщества договорились и на которых они готовы друг с другом взаимодействовать. Не факт, что получится договориться, но попытаться стоит. Другой результат — может быть, они сформируют идеи и новые смыслы, которые их вдохновят не поодиночке, а совместно. Это непосредственно социальное проектирование: вот люди, вот субъекты, вот ценности — давайте пытаться договариваться. Форум он про это.



Чем отличается омский форум?

В Омске уже есть сформированные сообщества, многие друг друга знают, но город лучше не становится. Омский форум не про знакомство, он про преодоление конфликтов через поиск общих смыслов. Запрос на смыслы — качественное отличие этого форума.

Про смыслы

— Форум в Омске отличается от других форумов тем, что Омск поставил планку чуть повыше и сказал: «Свят, отлично, мы как бы с друг другом тут все знакомы, но работать вместе не хотим. Друг друга все тихо ненавидят или конкурируют за ресурсы», — это типичная ситуация для сложных городов, — «Но нам бы хотелось попробовать сконструировать или нащупать смыслы, которые бы нам всем были одинаково интересны». Вот этим интересен форум в Омске — он ставит задачу другого уровня, другого порядка — «давайте поговорим про смыслы».

Для того чтобы говорить про смыслы, нам нужно будет оттолкнуться от ценностей. Не просто «ребята, какие у вас проблемы, чего вам не хватает?», а «кто вы?». Это разговор про идентичность: кто вы и как вы здесь стали такими, какие вы есть сейчас. В отличие от других городов, у Омска есть возможность перепрыгнуть несколько этапов и тем самым свой комплекс неполноценности — при всей своей глубине и сложности — перепрыгнуть.



Про конфликты в Омске

— Чувствуется очень качественный конфликт: наличие сложных субъектов, наличие компетенций, наличие ресурсов и при этом отсутствие результатов. В этом весь Омск. То, что сформулировали Анна и Наталья в заказе на модерацию — это следующий уровень работы, с которой мы сейчас сталкиваемся по стране. Как правило, такого уровня запросы формулировали или бизнес-структуры, или администрация, или, так скажем, городские элиты. Поэтому я считаю, что форум в Омске это форум зарождающейся элиты, она уже по факту сформировались.

Какими будут два дня форума

— Эти два дня будут сложными: не у всех справляется мышление, не у всех справляются эмоции с такой коллективной творческой деятельностью. Поэтому хотелось бы, конечно, каких-то эмоциональных вбросов, ну не знаю, музыкальный коворкинг на этом форуме организовать, чтобы люди могли, например, джем устроить. Может быть, что-то еще такое, что бы позволило нам, не снижая глубину дискуссии, не разорвать себе сознание.

Бонусом на этом форуме я расскажу про модель творческой экономики. Потому что сейчас это базовая наша технология, которая позволяет сообществам понимать, где есть возможность генерировать ресурсы, а не все время их просить и ждать.

В самый первый день при конструировании смыслов мы будем использовать модель «творческого кластера», будем как раз в этой модели пытаться работать со смыслом. В Екатеринбурге у нас получилось запустить такую, условно говоря, игру. В течение двух часов мы вытащили новые смыслы — сейчас вокруг них все ходят и их держат в фокусе. Посмотрим, что получится в Омске, потому что, мне кажется, Омск находится на пороге серьезных изменений. Судя по тому, что у вас там накопилось, вы такая пороховая бочка, которая никак не рванет.



Что такое социальное проектирование?

Это формирование субъектов и связей между ними. Связей между теми, кто живет в городе и влияет на его развитие.

— Социальное проектирование это, прежде всего, про смыслы. Невозможно собрать сообщество, не сконструировав ему смысловую модель. Социальное конструирование субъектов, изменение их качества, возможно в том числе через культурное программирование, генерацию смыслов. Это проблема и профессионального дискурса в стране — все под разными терминами понимают очень разные смыслы. Все попытки разрушаются об «все друг другу враги, все друг другу конкуренты».



Что такое «городское сообщество»?

— Самоорганизованное общество вокруг какой-либо социальной проблемы, системы ценностей человека или пространства. Такие сообщества обычно не имеет юридической институционализации и вряд ли бывают симулякрами. Определение городского сообщества для каждого отдельного города будет наполнено собственными примерами. Задача форума показать это многообразие социальных форм.

Бизнес и НКО как сообщества

—  На форум приходит и креативный бизнес. Хоть там у них и есть бизнес-составляющая, но, например, книжный магазин или дизайн-студия, с точки зрения системы ценностей, могут быть классическим городским сообществом. По большому счету, не ради денег они собираются. Деньги для них, конечно, важны, но первично то, чем они занимаются. Они участвуют в создании общественного блага в широком смысле этого слова. На форум приходят и НКО. Некоторые из них действительно ценностные, действительно неформальные, пережили какую-то историю и зарегистрировали себе юридическую форму. Поэтому жесткого ценза на вход на форум нет. Как раз на форуме люди, глядя друг на друга, начинают понимать: «А, я понял, я не отдельное сообщество, я эксперт, вокруг меня нет никого». Люди понимают, как себя правильно позиционировать. Активисты начинают понимать: «О, мы на самом деле креативный бизнес, просто никак не научимся деньги зарабатывать».



«Сообщества» без самоорганизации

— Единственное, что очень важно — сообщество должно быть сформировано через самоорганизацию. Например, в Иркутске на Форум городских сообществ пришли молодогвардейцы, молодежный парламент и говорят: «О, мы тоже сообщество». Сразу несколько контрольных вопросов, например:

— Ребята, а как вы организовались?
Они говорят:
— А нас попросили.
Ну все, это уже не сообщество.
— А что вы делаете?
— Мы встречаемся, сидим в кабинете, разговариваем.
— Ребят, это тип деятельности, который на фоне других сообществ выглядит несколько имитационно. Вы коммуникационная группа.

И они смотрят на других и начинают меняться. Поэтому даже если придут какие-то тролли и государственные симулякры, это тоже хорошо. Это же живые люди, они должны видеть и другие примеры. И для них это будет как раз вариант посмотреть, как это может быть по-настоящему. В этом свой педагогический, воспитательный момент.


Автор: Jvcr


Кто такой городской активист?

— Это человек, который свое свободное время и свои ресурсы безвозмездно тратит на создание общественного блага. Предугадывая следующий вопрос, общественные блага в постсоветском городе это, например, сохранение и развитие общественных пространств, сохранение, развитие, создание новых социальных форм. Сообщество — общественное благо. Третья форма общественного блага это смысл. Фактом своего существования городской активист уже самоценен для города. Активисты в городе не возникают просто так. Это всегда реакция общества, реакция личности на внешнее раздражение и резонанс с ее внутренней системой ценностей. Плохи те города, где нет активистов. В малых городах все активисты работают в городской администрации, потому что там другой формат сохранения жизнеспособности города. Люди наиболее пассионарные, наиболее социально-активные должны быть в контуре управления, иначе вообще развал. В больших городах наоборот — большая часть активистов сосредоточена в креативном бизнесе или в неформальных сообществах. Большой город навязывает большое количество симулякров, имитации, формализма, поэтому люди наиболее сформировавшиеся ищут себя и проявляют себя там, где нет этих границ.



Кто такой урбанист?

— Урбанист это медиатор, модератор и социальный проектировщик. Урбанистика в России сейчас, на мой субъективный взгляд, это исключительно социальное проектирование. Заниматься городом пока невозможно, потому что нет этих субъектов, с кем можно было бы развивать город, нет заказчиков. Урбанисту сначала нужно не только создать диалог, еще нужно дотянуть субъект хотя бы до среднего уровня. Потому что невозможно модерировать дискуссию пенсионерки, подростка, предпринимателя и политика: они настолько на разных языках говорят, что социальный проектировщик должен своими вопросами и выбором места, выбором темы сделать так, чтобы они нашли что-то общее.

Про отличия от европейской урбанистики

— Эта сложность отличает нас от европейской урбанистики. Там уже сформировались субъекты со своими ресурсами, сценариями, смыслами, ценностями. Там уже инструментарий урбанистики вырос настолько, что, например, на социальное проектирование все реагируют нормально. Каждая компания или администрация закладывает в проект изучение, вовлечение сообществ, ассоциаций, клубов, движений, партий и т. д. Они понимают, что на это нужно потратить, например, 30% проекта. Никто не спрашивает: «А зачем?». А у нас пока еще самый-самый первый уровень, мы занимаемся тем, чем должны были заниматься политики в 90-е годы.

Большое количество людей не вовлечены, не хотят вовлекаться и не знают, зачем это надо. Наша задача разными способами — легальными, не политическими (в классическом понимании российского политического), не религиозными, и не будучи замеченными санитарами — вытащить людей от телевизора, от поиска внешних врагов, от постоянного перекладывания ответственности на кого-то еще, а не на себя лично, к некоему новому типу мышления, новому типу взаимодействия друг с другом.

Фактически, я вынужден сейчас заниматься проектированием локальных сообществ через запуск коммьюнити-центров. Потому что на следующем этапе я хочу проектировать города. По большому счету, мы все хотим проектировать какие-то более сложные конструкции, особенно с учетом развития цивилизации. Но никто из нас не может себе это позволить, потому что общество лежит в руинированном, абсолютно разорванном состоянии. Какими бы вы ни были умными, ресурсными, обладали бы любыми полномочиями — проблема не в субъектах. Проблема именно в качестве взаимоотношений этих субъектов и количестве этих субъектов.



Программа Омского Форума городских сообществ и активистов «Сборка».