Город

Город своими руками: как перевести активистские проекты в профессиональное русло?

С 1 апреля Проектная лаборатория «Город своими руками» запускает новую образовательную программу. В этом году к проекту присоединяется онлайн-шокла городских предпринимателей Vector. Как устроена работа новой лаборатории, почему все участники будут работать только над одним общественным пространством Омска, что такое городское предпринимательство и причем здесь урбанистика?

Об этом мы узнали у куратора лаборатории Екатерины Гольдберг и Дмитрия Абрамова, партнера лаборатории со стороны онлайн-школы Vector.


— Проектная лаборатория «Город своими руками» открыла новый набор на образовательную программу. Какой опыт прошлого года вы учли и что теперь изменилось?

Екатерина: Самый главный вывод — у молодых горожан есть большой интерес к тому , чтобы участвовать в развитии городской среды Омска. Есть много идей, есть энергия, есть инициатива. Но пока нет понимания, как инициативы, активистские проекты перевести в профессиональное русло и работать с ними вдолгую.

В прошлом году мы провели эксперимент. Когда запускали лабораторию , толком не знали, что получится. Проходя каждый этап, определяли, каким будет следующий шаг. Это нам помогло понять, чего не хватило, что работает, а что нет.

— Чего не хватило в прошлом году и чем отличается работа второй лаборатории?

Екатерина: Если раньше люди приходили спонтанно и не понимали , что будет происходить, сейчас мы пытаемся четче рассказать об этапах лаборатории и что участники будут делать на каждом из них. Ну и сейчас нам легче, ведь мы можем показать пример прошлого года.

В прошлом году мы начали с того , что пригласили людей поговорить о том, какие общественные пространства Омска и как нужно изменять. В этом году фокус на самих участниках. Мы поговорим о том, как они видят свое личное развитие, какие проекты их вдохновляют и что они хотят реализовать. Тестируя эти идеи, мы изменим одно из общественных пространств Омска. Нам важно понять, кто к нам придет, какие у ребят интересы, какого типа проекты они хотят. Тогда мы вместе определим, какое количество проектов у нас будет. Мы не хотим ограничивать, хочется посмотреть, как будут развиваться идеи в ходе лаборатории.

Дмитрий: А еще в этом году к проекту «Город своими руками» присоединяется онлайн-школа городских предпринимателей Vector, которую мы запустили в Институте «Стрелка» около года назад. Это онлайн-курсы для людей, которые хотят изучать свой город, находить в нем идеи для новых проектов и создавать их.



Из нашего опыта поездок и работы с активными ребятами по всей стране мы видим такую проблему — когда в город приезжает какой-то эксперт с лекцией или мастер-классом , проводит его, уезжает, и после этого у слушателей остается немного вдохновения, немного новых знаний, но это очень быстро улетучивается. А проект «Город своими руками» длится достаточно долго для того, чтобы люди получили не только вдохновение, но и конкретные навыки, опыт, а еще успели что-то сделать самостоятельно при поддержке экспертов. Более того, онлайн-курсы Vector, которыми участники будут пользоваться во время лаборатории, останутся у них навсегда. Ребята смогут возвращаться к ним в любое время, работая над своими новыми проектами, или совершенствуя те, что появятся при нашем содействии.

— Участники прошлого года запускали свои микропроекты в 5 общественных пространствах. В этом году будет всего одно. Почему? Как в этом случае будет построена работа?

Екатерина: Это были такие точечные удары по каждому пространству , и отчасти из-за этого микропроекты команд не переросли в долгосрочные большие. Решили, что в этом году лучше все усилия в течение трех-четырех месяцев направим на одну территорию. Это будет эффективнее.

Работая вместе , разные команды одна за другой будут делать что-то в одном пространстве, и так может получиться хорошая преемственность. В течение всех этих месяцев хочется рассказать одну историю про это место. Она будет состоять из разных рассказов, которые отдельные команды внутри нее напишут. Какой-то такой образ у меня возникает.

— Про что могут быть эти истории, проекты какой направленности вы планируете реализовать?

Екатерина: Мы пригласили 5 экспертов из Омска , чтобы они могли курировать разные направления. У нас будут направления, связанные со средой, с социокультурными изменениями и вовлечением жителей, с коммуникациями и сторителлингом, будут направления по предпринимательству и диджиталу. Дальше отдельно поговорим про вопросы наследия, отдельно про экологию и озеленение, про историю и так далее.



— Давайте поговорим про предпринимательство. «Город своими руками» это все же образовательный проект по урбанистике, про изменение среды, про тестовые проекты в общественных пространствах. Как в этой истории появилось городское предпринимательство, городские стартапы или даже социальное предпринимательство в городской среде?

Дмитрий: Понятие «городское предпринимательство» (urban entrepreneurship) в мире существует довольно давно. Но у нас этот термин никто не использовал, пока мы в школе Vector не начали активно его употреблять и наполнять смыслом, отталкиваясь от российского контекста. В нашем понимании, городской предприниматель — это человек, который не просто хочет делать успешные проекты, самореализовываться и зарабатывать, но и стремится к тому, чтобы от этого была польза городу и горожанам. Это образ мышления, а не свод правил и формул. Причем, говоря про городское предпринимательство, мы имеем в виду не только те проекты, которые зарабатывают деньги. Они вообще могут быть некоммерческими. Фестиваль на выходных, мобильное приложение для велосипедистов, публичный лекторий, экскурсионное бюро, приют для собак, интересный хостел — это все городское предпринимательство, если создатели этих проектов стремятся своей деятельностью улучшать жизнь в городе.

— Какие именно курсы онлайн-школы Vector вы включаете в образовательную программу лаборатории?

Дмитрий: У участников лаборатории будет доступ ко всем нашим онлайн-курсам. Сейчас их четыре: «Как исследовать город креативными способами», «Как создать новый городской стартап», «Как открыть хостел» и «Как создать мобильное приложение». В конце апреля мы выпустим еще один курс — про бизнес-планирование.

Эти курсы позволяют решать разные задачи. Первый курс исследовательский — он простым языком транслирует метод Института «Стрелка»: как изучать город, понимать его лучше, видеть в нем уникальные особенности, отталкиваясь от которых можно запускать городские инициативы. Второй курс уже про конкретную проработку проекта, когда ты получил инсайт в городской среде и начинаешь думать, как на это ответить тем или иным решением. Курс про хостелы очень актуален в свете повышенного интереса к внутреннему туризму и особенно полезен тем городам, которые будут принимать Чемпионат мира по футболу в 2018 году. Четвертый курс — про мобильные приложения, на это сейчас очень мощный запрос. Вообще, современный город все больше меняется под влиянием диджитал-сервисов, таких как Airbnb, Uber, Foursquare и так далее. Эти проекты меняют в большей степени не дома, дороги и мосты, а поведение и привычки горожан (что важнее). Про это сейчас нужно и важно говорить.

Таким образом , участникам лаборатории «Город своими руками» мы предлагаем очень широкий спектр знаний, упражнений и кейсов. Я абсолютно уверен, что каждый найдет в наших курсах что-то полезное и нужное для своих проектов.



— У «Города своими руками» в этом году появятся менторы, кто это и какую роль они играют в лаборатории?

Екатерина: Это будет помощь со стороны людей , у которых есть опыт. Для этого мы привлекаем экспертов из Омска и из других городов. Помощь в том, чтобы разработать и реализовать проекты. Это сейчас ключевая история. Участники готовы реализовывать свой опыт в рамках лаборатории, но потом не у всех получается выйти в открытое плавание. Нужна среда, в которой участники почувствуют поддержку и выйдут на самостоятельный этап. Работа над пространством должна объединить экспертизу и направления развития разных наших участников.

Дмитрий: Кстати говоря , когда мы объясняем людям, что такое онлайн-курсы школы Vector, мы часто употребляем термин «тренажер уверенности». Ты в режиме обучения делаешь упражнения, получаешь навыки и тебе потом уже не страшно применять это в настоящих проектах. И это действительно суперважно. К сожалению, не во всех городах России есть та среда, которая сейчас складывается в Омске. И когда вокруг нет единомышленников и сформировавшегося контекста, очень нужна уверенность, чтобы пойти и начать что-то делать первым.

Екатерина: В Омске как раз этот контекст , эта среда, есть. Она сложилась до Проектной лаборатории, просто лаборатория добавила. Уже есть опыт того, что в городе происходят успешные интересные проекты, которые инициированы самими жителями. И появляются какие-то площадки типа парка Зеленый остров, который открыт новым инициативам. В лаборатории же есть ресурс в виде грантовой программы «Родные города» компании «Газпром-нефть», который сейчас вообще не используется молодежью.

— Участие по-прежнему бесплатное? Как в этом году можно стать участником?

Екатерина: Мы до 25-го марта принимаем заявки. Но идея в том, что регистрироваться нужно тем, кто хочет пройти всю программу вместе. Это несколько образовательных воркшопов, потом реализациях своих проектов и потом разработка стартапов. К каждому воркшопу мы готовим задания, блоки из онлайн-школы Vector. Для тех, кто не готов пройти полностью всю эту лабораторию, но кому интересно думать про общественные пространства, у нас будет публичная программа. Это ограниченный формат участия, но для кого-то более подходящий.



— Кто такой городской предприниматель, кто им может стать?

Екатерина: Предприниматель это не только тот , у кого свой бизнес, это человек, который может работать в парке, в библиотеке, но он обладает предпринимательским духом, то есть способностью запускать новые востребованные проекты. Очень важно, чтобы люди, которые хотят реализовывать социокультурные проекты, понимали, что им тоже сюда. Это тоже городское предпринимательство — как устойчиво можно работать, даже если проект культурный, откуда брать финансирование и как его поддерживать. Если кто-то работает в ДК и хочет запустить на его базе новый современный проект, то ему тоже сюда.

Во многих компаниях Европы предпринимательство является одной из компетенций , требуемых на некоторые должности. Даже если ты работаешь библиотекарем. На базе библиотеки ты придумываешь какие-то сервисы и запускаешь их для посетителей. Являясь менеджером проектов, твоя предпринимательская компетенция выражается в том, что ты определяешь потребности партнеров, целевой аудитории и инициируешь под эти потребности новые проекты. Если ты директор направления или заместитель директора по проектам, то твои предпринимательские компетенции помогут создать для организации целое новое направление деятельности. Предприниматель это человек, который понимает, как можно создать новый, востребованный аудиторией проект и убедиться в том, что этот проект будет жизнеспособным и сможет развиваться.

Дмитрий: Предпринимательство — это про образ мышления. Если вы работаете в какой-то корпорации , обладая этим типом мышления, вы и внутри своей компании можете быть городским предпринимателем. Например, работая в отделении «Газпром-нефти», вы можете инициировать и запускать самые разные проекты, нацеленные как на сотрудников, так и вовне. Главное — это желание менять мир вокруг себя, меняться внутри и делать что-то полезное.